Оставить заказ
Широкий комплекс услуг
по организации и сопровождению бизнеса
во всех регионах России

Публично-правовые компании

Публично-правовые компании – новая форма некоммерческих организаций, которыми в Российской Федерации планируется заменить действующие государственные корпорации. Как показала практика, отсутствие надлежащего правового регулирования деятельности последних нередко влечет за собой неэффективность таких государственных образований.

В связи с этим Минэкономразвития подготовило отдельный законопроект, который должен урегулировать правовой статус, порядок создания, деятельности, ликвидации, а также реорганизации публично-правовых компаний. Стоит отметить, что на данный момент проект закона об публично-правовых компаниях под № 252441-6 находится на рассмотрении Государственной Думы, хотя зарегистрирован он еще 04.04.2013 года и 24.05.2013 года принят в первом чтении. Ожидается, что в ближайшее время после внесения ряда поправок и дополнений закон будет принят в целом и вступит в законное действие.

laweyrs

Уже сейчас в Гражданский Кодекс РФ (в пункт 3 статьи 50) в рамках проведения реформы гражданского законодательства Законом № 99-ФЗ внесены соответствующие изменения, в частности в перечень организационно-правовых форм некоммерческих организаций включены и публично-правовые компании (подпункт 11). Кроме того, упоминание о публично-правовых компаниях как отдельной унитарной форме юридических лиц содержится и в статье 65.1 измененного Гражданского Кодекса.

Публично-правовые компании: обозначение согласно закону

Что же касается вышеупомянутого проекта федерального закона № 252441-6, то он определяет публично-правовые компании как некоммерческие унитарные организации, наделенные отдельными публично-правовыми функциями, которые действуют в интересах общества и государства. Среди таких целей законодатель выделяет проведение государственной политики, управление госимуществом, развитие экономики, оказание тех или иных государственных услуг, контроль, управление, а также другие полномочия в отдельных сферах экономики, осуществление особо важных проектов и др.

Создаваться такой тип юридических лиц будет исключительно на основании отдельного федерального закона или же соответствующего решения Правительства. При этом в первом случае такая публично-правовая компания не будет иметь отдельных учредительных документов, а вся необходимая информация, в т. ч. ее наименование, цель создания, местонахождение, полномочия, порядок и органы управления и т.п., будет определена соответствующим законом о ее создании. Этот же закон и является основанием для госрегистрации юрлица в виде публично-правовой компании.

Если же публично-правовая компания основывается по решению Правительства, то таким решением также утверждается ее устав, который должен включать информацию о видах деятельности, конкретных функциях и полномочиях компании, органах управления и их компетенции, источниках формирования имущества и порядке расходования средств, а также процедуре ликвидации и реорганизации.

Кроме того, законопроектом предусмотрен и такой способ создания публично-правовой компании, как реорганизация в данную организационную форму государственной компании, государственной корпорации или акционерного общества, единым акционером которого является государство.

1

Стоит также обратить внимание на особый правовой статус публично-правовой компании, определенный законопроектом № 252441-6. Главной особенностью в данном случае является требование к ее учредителю, в роли которого может выступать исключительно Российская Федерация. С этим связаны и другие специфические черты рассматриваемой формы некоммерческой организации – наличие гербовой печати, банковский счет в Центральном Банке РФ, подконтрольность Счетной Палате и т.д.

Сферы деятельности и органы управления публично-правовой компании

Для достижения своих целей публично-правовая компания может открывать филиалы и представительства, создавать организации на территории Российской Федерации и за ее пределами, а также участвовать в объединениях и ассоциациях. Имущество компании формируется за счет государственного взноса, добровольных взносов, а также доходов от деятельности самой компании. При этом перечень имущества, передаваемого государством, определяется отдельным решением Правительства.

Для публично-правовых компаний предусмотрен также специфический состав органов управления, среди которых – наблюдательный совет как высший орган управления, генеральный директор и правление (если формирование такового предусмотрено для данной компании). Таким образом, главным органом, осуществляющим управление публично-правовой компанией, выступает именно наблюдательный совет, председатель и члены которого назначаются Правительством РФ.

Исполнительным органом публично-правовой компании является ее правление (если его создание предусмотрено), в состав которого по должности входит генеральный директор в качестве председателя. Члены правления по представлению гендиректора назначаются наблюдательным советом.

Как видим, публично-правовые компании как новый тип некоммерческих организаций является довольно сложным юридическим образованием, создание и деятельность которого требует особо тщательного подхода. Самостоятельное создание такой компании или же реорганизация действующей госкорпорации в публично-правовую компанию может потянуть за собой ряд определенных сложностей, связанных с особенным правовым статусом данной организационно-правовой формы.

Поэтому если Вы решили создать публично-правовую компанию или же реорганизовать в нее свою госкорпорацию, рекомендуем воспользоваться услугами профессионалов, которые четко знают, что и как делать. В частности, Первая Правовая Компания предлагает полный комплекс услуг по созданию и дальнейшей деятельностью публично-правовых компаний.

Обращайтесь к нам, и мы в кратчайшие сроки и с наименьшими затратами поможем Вам создать свою публично-правовую компанию!

Нас уже выбрали

">