Оставить заказ
Широкий комплекс услуг
по организации и сопровождению бизнеса
во всех регионах России

Объединение Высшего арбитражного суда и Верховного суда

6-го августа текущего года вступили в силу ранее принятые в рамках реформирования национальной судебной системы нормы законов о слиянии Верховного Суда с Высшим Арбитражным Судом в одну судебную инстанцию.

Напомним, что предпосылками для данного этапа судебной реформы стали следующие законодательные акты:

  • Закон о поправке к Конституции под соответствующим наименованием «О Верховном Суде РФ и прокуратуре РФ», одобрен Советом Федерации и Госдумой в ноябре 2013 и подписан Президентом 05 февраля 2014 под № 2-ФКЗ
  • Федеральный конституционный закон под наименованием «О Верховном Суде РФ», одобрен Советом Федерации и Госдумой в январе и подписан Президентом 05 февраля 2014 под № 3-ФКЗ
  • Федеральный конституционный закон под наименованием «О внесении изменений в ФКЗ «О судебной системе РФ», одобрен Советом Федерации и Госдумой также в январе и подписан Президентом 05 февраля 2014 под № 4-ФКЗ
  • Закон от 05 февраля 2014 № 16-ФЗ, которым предусмотрен порядок отбора кандидатов для формирования начального состава Верховного Суда

Таким образом, в результате принятия вышеперечисленных нормативно-правовых актов РФ и их вступления в законное действие, деятельность Высшего Арбитражного Суда прекратилась, а все вопросы, ранее принадлежавшие к его ведению, соответственно переданы под юрисдикцию обновленного Верховного Суда.

Стоит обратить внимание, что основное местонахождение последнего определено как город Санкт-Петербург, а в Москве останется только постоянное представительство суда. При этом конкретный момент переезда высшей судебной инстанции будет установлен Президентом дополнительно по согласованию с новым Верховным Судом.

В частности, для формирования данной обновленной высшей судебной инстанции с общим составом судей в количестве 170 человек должна быть создана Специальная коллегия в составе 27 членов, которая согласно Закону № 16-ФЗ на конкурсном основании будет заниматься отбором кандидатов. После успешной сдачи специального квалификационного экзамена, отобранные лица будут представлены Президенту для их назначения на судейские должности в новом Верховном Суде.

Что же касается структуры обновленного Верховного Суда, то она также несколько изменилась в соответствии с принятыми вышеуказанными законами. Так, вместо ранее действующей Военной коллегии создана отдельная Судебная коллегия по делам военнослужащих, вместо действующего Дисциплинарного судебного присутствия – новая Дисциплинарная коллегия.

Кроме того, в связи с ликвидацией Высшего Арбитражного Суда как высшей инстанции по экономическим делам, разрешение указанной категории дел передано к компетенции Верховного Суда, а именно к полномочиям новой Судебной коллегии по экономическим спорам, созданной в количестве 30-ти судей.

Данная коллегия будет исполнять роль второй кассационной инстанции (после единоличного изучения жалобы одним из судей нового Верховного Суда). После этого решения Судебной коллегии по экономическим спорам могут быть еще раз оспорены в Президиум Верховного Суда, где соответственная жалоба перед ее передачей на рассмотрение также предварительно изучается судьей Верховного Суда.

Следовательно, с 06 августа 2014 г. Верховный Суд стал единственной высшей инстанцией по судебным делам не только в гражданской, уголовной и административной, но и в экономической сфере. В этой связи с Конституции и ряда других законодательных актов РФ исключены такие термины, как «уголовно-процессуальное», «гражданско-процессуальное», а также «арбитражно-процессуальное законодательство» с соответствующей их заменой на «процессуальное законодательство». Кроме того, в нормативно-правовой базе исчезло упоминание о Высшем Арбитражном Суде.

Законом о Верховном Суде № 3-ФКЗ с учетом принятых нововведений определена новая компетенция Президиума (статья 7) и Пленума (статья 5) высшей судебной инстанции, а также Председателя и его заместителей (статьи 12-13). Кроме того, к полномочиям Судебного департамента дополнительно отнесено обеспечение деятельности всех арбитражных судов страны, а не только общих судов, как это было до внесения изменений.

Объединение Верховного Суда с Высшим Арбитражным Судом вызвало широкое обсуждение общества и довольно неоднозначные взгляды на этот вопрос со стороны теоретиков и практиков. Но в то же время стоит признать, что большинство юристов достаточно позитивно оценивают проведенный этап судебной реформы, указывая на его главную цель, а именно – создание единого подхода судебных инстанций (как в отношении физических лиц, так и компаний), что ранее нередко отсутствовало в судебной практике обновленных судебных органов.

Нас уже выбрали

">