Оставить заказ
Широкий комплекс услуг
по организации и сопровождению бизнеса
во всех регионах России

Есть долги перед бюджетом — регион не сменишь

Несмотря на принимаемые Федеральной налоговой службой меры, дебиторская задолженность перед бюджетом продолжает, неумолимо расти. Складывается эта задолженность по разным обстоятельствам, это могут быть и недоимки по налогам и сборам, и сокращения поступлений в бюджет, и отсутствие материального результата при финансировании государственных проектов и целевых программ, и множество других причин. В результате возникает ситуация когда у компаний накапливаются долги перед бюджетом. В этом случае компании реагируют на проблему по-разному. Одни из-за всех сил пытаются погасить задолженность, путем продажи части имущества, непрофильных активов или, в конце концов, берут кредит в банке и расплачиваются с бюджетом, не дожидаясь неприятных последствий. Ведь, согласно Налоговому кодексу РФ налоговые органы в случае неуплаты налогоплательщиком в полном объеме, указанных ему сумм недоимки, обязаны в течение 10 дней со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в следственные органы для начала предварительного следствия по уголовному делу. Другие банкротятся, а третьи пытаются найти «оптимальный» способ избежать оплаты долга. Один из таких способов – это реорганизовать компанию и зарегистрировать уже новую в другом регионе, подальше от места, где образовалась задолженность. Или слиться с другой компанией, полностью войти в ее состав. Называется такой вариант на профессиональном языке «альтернативная ликвидация», когда при переезде компании меняется ее учредители и руководитель, уставный капитал в документально оформленном виде передается третьим лицам, меняется юридический адрес, а налоговые органы лишаются права на проверку по предыдущему месту регистрации.              

В связи с последним недобросовестным вариантом, в Государственную Думу внесен законопроект, по которому зарегистрировать новую компанию в новом регионе при наличии задолженности по налогам и сборам в «старой» компании в «старом» регионе уже не получится. Предлагается при регистрации включить в перечень оснований для отказа наличие недоимки или задолженности по налогам и сборам, и наличие решения о проведении выездной налоговой проверки.

Здесь возникает новый вопрос. А, что если учредителям в интересах бизнеса действительно понадобится перенести производство в другой регион. Например, туда, где их продукция пользуется наибольшим спросом, чтобы увеличить объем продаж и при этом сократить расходы на логистику. Понятно, что производство будут переносить вместе с главным офисом и надо менять юридический адрес. А тут образовалась задолженность перед бюджетом, которую на данный момент сложно погасить. Новый законопроект не даст возможности зарегистрировать компанию в новом месте, не рассчитавшись с долгами по налогам. Попробуем рассмотреть, как можно выйти из этого положения при новом ограничении. Так как проблема лежит в плоскости налогового законодательства, то и все действия должны предприниматься с учетом требований налогового кодекса, который может предложить ряд способов решения вопроса. Обязанность по уплате налогов и сборов, согласно ст.73 Налогового кодекса, может быть обеспечена залогом имущества, согласно ст.74 поручительством, согласно ст.71-1 банковской гарантией. Залог имущества оформляется договором между залогодателем и налоговым органом. Залогодателем может выступить как налогоплательщик, так и третье лицо. Логично предположить, что для переноса производства при наличии задолженности по налогам и сборам, можно заключить договор залога имущества с Федеральной налоговой службой по месту первой регистрации, по которому заложенное имущество остается в пользовании и распоряжении налогоплательщика, но под контролем ФНС. И тогда нет препятствий для перевода заложенного имущества в другой регион, компания просто меняет юридический адрес. Во всяком случае, в предложенном законопроекте обязательно должна присутствовать такая возможность для добросовестного налогоплательщика-должника. Можно допустить, что при этом варианте, налогоплательщик должен будет доказать целесообразность Федеральной налоговой службе перевода компании, вплоть до представления бизнес-плана на новом месте. Налоговая задолженность и заложенное имущество может перейти под контроль и надзор регионального органа ФНС по месту новой регистрации компании. Такое сотрудничество будет только способствовать финансовому оздоровлению должника и погашению задолженности перед бюджетом. Еще одним вариантом переехать в другой регион с долгами перед бюджетом может стать поручительство одного или нескольких поручителей. Если поручителя найти не удастся, можно попытаться договориться с банком о предоставлении банковской гарантии. Банк должен быть включен в соответствующий перечень, который ведет Министерство финансов. Как видим, безвыходных ситуаций не бывает, и при новом ограничении можно попытаться найти выход из тупика. Главное, чтобы государственные органы осознавали, что если налогоплательщик может справиться с задолженностью, ему нужно помочь. Вместе составить реальный график погашения или даже предоставить отсрочку на период финансового выздоровления. Создавая новые ограничения, законодатель должен не в последнюю очередь думать о тех субъектах хозяйственной деятельности, которые работают честно и добросовестно.

Нас уже выбрали

">