Оставить заказ
Широкий комплекс услуг
по организации и сопровождению бизнеса
во всех регионах России

Возврат банковской комиссии

Одним из основных источников банковских доходов является банковская комиссия. Это плата банку, которую он взимает за оказание клиенту банковских услуг, например за открытие и ведение счетов, снятие денег с пластиковых карт, эмитированных другими банками, эмиссию своих собственных банковских карт, перечисление денег на счет клиента в другом банке и т.д. Размер комиссии, банк устанавливает самостоятельно в виде тарифов, в твердом денежном выражении либо в процентом выражении в зависимости от сумм операций. Эти банковские услуги, за которые банк взимает плату, похожи на такие же услуги, которые мы ежедневно получаем и оплачиваем в стоматологических поликлиниках, станциях технического обслуживания или различных консалтинговых компаниях.

Однако в отличие от предприятий сфер обслуживания банки пошли намного дальше и стали применять дополнительную комиссию под видом обслуживания основной услуги. Наиболее это хорошо видно в кредитных договорах, когда за пользование кредитом клиент оплачивает банку оговоренные договором проценты, а за списание денег со счета или зачисление средств на счет клиент оплачивает банковскую комиссию. Таким образом, банк получает от клиента две оплаты: оплату стоимости основной услуги, которую он оказывает клиенту и оплату услуг, которые неразрывно сопровождают и обслуживают выполнение клиентом обязательств, связанных с основной услугой. Следует учесть, что предоставление кредитов также является основным источником банковской прибыли и относится, к одному из главных видов предоставляемых услуг, наряду с депозитными вкладами. И если, по депозитным вкладам банки не особенно применяют дополнительные комиссии, так как клиент может отнести деньги в другой банк, то по кредитным договорам спектр сопровождающих услуг весьма широк: от рассмотрения заявки на выдачу кредита до отказа клиенту в получении кредита. А такие виды услуг, как перечисление средств на счет кредитополучателя, досрочное погашение кредита или получение заемщиком информации о состоянии задолженности по кредиту и вовсе вызывают удивление.

Такие «подводные» комиссии приводят к увеличению расходов клиента, о которых на момент установления отношений с банком он может даже не знать. В связи с этим, наряду с естественным возмущением, у клиента возникает вопрос законности действий банков.

Если клиент еще не подписал договор и не вступил с банком в правовые отношения, еще есть время внимательно изучить условия договора, тарифного плана, регламента, соглашения и прочих приложений к договору, написанных мелким шрифтом на множестве листов бумаги. Если договор уже подписан и клиент начинает «прозревать» видя «непредвиденные» расходы, согласно ст. 820 Гражданского кодекса РФ ст.11 Федерального закона «О «потребительском кредите (займе) он еще имеет право на отказ от потребительского кредита, если срок получения его еще не наступил или досрочный отказ от него, если кредит уже получен.

Начнем с главного, потребности клиента. Эта потребность заключается только в получении кредита и больше ни в чем. Поэтому внедрение банком дополнительных услуг и платы за них прямое противоречит ст. 16 Закона «О защите прав потребителей», а скрытые, невидимые глазу клиента, комиссии противоречат ч.2. ст. 10 этого Закона и являются нарушением прав потребителя. Кроме того, полная стоимость кредита не может превышать рассчитанное Банком России среднерыночное значение полной стоимости потребительского кредита соответствующей категории потребительского кредита, применяемое в календарном квартале, более чем на одну треть.

Поэтому у клиента есть все основания для взыскания банковской комиссии в судебном порядке даже при подписанном кредитном договоре. Для начала, он должен отправить банку претензию в целях принятия мер досудебного урегулирования спора, а затем уже исковое заявление в суд. Судебная практика по таким делам показывает, что суды, как правило, встают на сторону клиентов банков.

Однако из анализа, сложившейся в последнее время ситуации, видим, что, несмотря на принятые законодательные акты, банки продолжают применять скрытые комиссии. Простому гражданину, не имеющему юридического образования, крайне сложно прочитать весь текст документов, которые он должен подписать. Часто банки даже не дают клиенту взять документы домой, где он мог бы спокойно все прочитать, а наоборот предлагают подписать все документы в отделении банка. Вопреки действующему законодательству, клиенту не дают возможности внести в договор свои предложения и оформить их в виде протокола разногласий. В некоторых договорах условия об убытках банка, которые в определенных случаях могут наступить «по вине клиента» и которые клиент должен возместить, содержаться в удаленных разделах договоров как: «Заключительные положения», «Особые условия» и т.д. Не обратив внимание, на такие пункты договоров, клиент впоследствии может не только остаться должен банку скрытые комиссии, но и оказаться должником на очень большую сумму, соразмерную со стоимостью квартиры или машины.

Из этого следует вывод, что законодателю нужно более внимательно отнестись к защите прав граждан при отношениях с банками и другими финансовыми учреждениями. Условия выдачи кредитов необходимо максимально закрепить в законодательных актах, вплоть до утверждения типовой формы кредитных договоров, оставляя на усмотрение банка только суммы кредитов, сроки погашения и размер процентов. Отдельное внимание следует уделить обеспеченности кредита, способности заемщика погасить кредит, наличие у него источников дохода, достаточных, как для погашения кредита, так и для жизни. На государственном уровне необходимо ужесточать требования к банкам, требовать от Центрального Банка РФ и уполномоченных органов проводить мониторинг выдаваемых банками кредитов, и в случае необходимости, за нарушение прав потребителей применять к ним меры административного воздействия. Если Вам нужна помощь в возврате банковской комиссии в кратчайшие сроки, обращайтесь к нам, и мы гарантированно поможем Вам в решении этого вопроса!

Нас уже выбрали

">